ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Судами неверно применены к рассматриваемым правоотношениям положения подпункта 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ…………..…………………………….…………. 8-18
2. Судебные инстанции допустили ошибки в применении закона, повлиявшие на исход дела, без исправления которых невозможны эффективное восстановление и защита нарушенных прав и свобод …………………………………………………..…. 18-23
3.Суды неправомерно и необоснованно применили к рассматриваемым правоотношениям, регламентируемые ст. 169 ГК РФ…………………….……. 23-25
4. Отсутствие достаточных доказательств для удовлетворения иска об обращении имущества физических и юридических лиц в доход государства……………. 25-31
5.Неправильное определение предмета доказывания………………………….....31-32
6.Привлечение к гражданско-правовой ответственности лиц, не входящих в перечень, предусмотренный антикоррупционным законодательством, является существенным нарушением ч. 1 ст. 3 ФЗ № 230-ФЗ…………………………..32-35
7.Должностной подлог и вынесение заведомо неправосудного решения……..35-38
8.Недопустимые доказательства………………………………………………….38-39
9. Нарушение конституционного принципа подсудности ………………………39-40
10. Нарушение прав и законных интересов ответчика Белоусова В.В. ………….40-43
11. Выводы суда о номинальности владения и управления компаниями Юревичем В.М. и Юревич Н.Е. в связи с их состоянием здоровья и отсутствием профильного образования являются необоснованными и не могут быть приняты судом…………………………………………………………………………….….43-44
12. О сроках давности …………………………………………………………………….44
Выводы ………………………………………………………………………………...46
Просительная часть………………………………………….………………………...46
Приложения…………………………………………………………………….…..46-47
Решением Центрального районного суда города Челябинска от 08.05.2024 исковые требования Заместителя Генерального прокурора к ответчикам были удовлетворены в полном объёме, решение суда 1-й инстанции обращено к немедленному исполнению.
30.07.2024 г. Апелляционным определением Челябинского областного суда решение Центрального районного суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы Ответчиков – без удовлетворения.
05.02.2025 Кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции судебные акты 1-й и апелляционной инстанции оставлены – без изменения, кассационные жалобы Ответчиков – без удовлетворения.
Юревич В.М., Юревич Н.Е, Юревич М.В., Юревич А.М. не соглашаются с постановленными судебными актами, считают их незаконными. При рассмотрении спора суды допустили существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без отмены которых невозможно восстановить нарушенные права Ответчиков, что, в соответствии со ст. 390.14 ГПК РФ, является основанием для отмены судебных актов.
1. Судами неверно применены к рассматриваемым правоотношениям положения подпункта 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ.Суды применили к рассматриваемым правоотношениям пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ.
Подпунктом 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено принудительное изъятие у собственника в доход РФ имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.
Порядок применения подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ принят законодателем в развитие положений ФЗ от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», который определяет порядок обращения прокурора с иском об изъятии имущества в доход государства, что подтверждается Постановлением КС РФ от 29.11.2016 г. № 26-П, согласно которому, обращение имущества лиц, занимающих государственные должности их супругов и несовершеннолетних детей предусмотрено ФЗ №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Данные положения отражены в пояснительной записке к законопроекту, которым в ГК РФ был внесен пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК (номер законопроекта - № 47266-6), указано, что проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» подготовлен в развитие положений проекта федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Аналогичное указание содержится в официальном отзыве Правительства РФ на законопроект № 2.12-17/281 от 12.04.2012 г., согласно которому «Законопроект подготовлен в развитие положений проекта федерального закона № 47244–6 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Поскольку оба закона связаны, их необходимо рассматривать как единый регуляторный комплекс. Это означает, что изменения в ГК РФ (ст. 235) не самостоятельны, а зависят от 3 декабря 2012 г. ФЗ-230 «О контроле за расходами...».
Это свидетельствует, что изменения в ГК РФ носят вспомогательный характер и должны работать только в рамках системы контроля за доходами госслужащих ФЗ-230.
Подпункт 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ закрепляет, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого
не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции
доказательства его приобретения на законные доходы.
В соответствии с п. 1.2 постановления Конституционного суда от 31.10.2024 года №49-П «По делу о проверке конституционности статей 195 и 196, пункта 1 статьи 197, пункта 1 и абзаца второго пункта 2 статьи 200, абзаца второго статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Краснодарского краевого суда», объектом изъятия может является
лишь имущество, полученное вследствие
нарушения требований и запретов, направленных на предотвращение коррупции, в том числе,
имущество, которое первоначально приобретенное в результате совершения указанных нарушений.
Для правильного разрешения настоящего спора судам необходимо было установить соблюдена ли процедура парламентского контроля, предусмотренная ФЗ № 230-ФЗ, были ли выявлены нарушение запретов Юревичем М.В. и Белоусовым В.В. в период нахождения их в должностях депутатов Государственной Думы РФ, а Юревича М.В. также в должностях Главы города Челябинска и Губернатора Челябинской области, определить права и обязанности Юревича М.В. и Белоусова В.В. в период нахождения их в государственных должностях, кем, в какой период и на какие денежные средства приобретено имущество, а именно акции и доли в уставном капитале спорных обществ и кто является его собственником.
Суды должны были учесть, что собственники физические лица, которые не занимали и не занимают государственные должности не обязаны соблюдать антикоррупционные законы и на них не распространяются правовые последствия предусмотренные ФЗ №230-ФЗ.
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 г. № 26-П, указывает, что принудительное изъятие имущества в доход государства допускается исходя исключительно из презумпции незаконности доходов
при условии установления незаконных доходов в соответствии с установленной системой контроля за доходами и расходами
государственных служащих.
Нормативный механизм антикоррупционного контроля (пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ и ст. 17 Закона № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (ФЗ № 230-ФЗ), относится к особым правовым мерам, связанным с институтом неприкосновенности. Основанием для обращения в суд должны служить
материалы письменной проверки,
проведенной соответствующим статусу должностного лица, уполномоченным органом. Перечень должностных лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, а также механизм обращения в доход РФ имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, определяется ФЗ от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ.
Юревич М.В. и Белоусов В.В. в разное время занимали различные государственные должности. В частности, Юревич М.В. в период с 1999 по 2003 годы, с 2003 по 2005 годы и с 19.02. 2014 г. по 5.10.20
16 г. занимал должности депутата Государственной Думы III, IV и VI созывов; В период с 20.03.2005 по 22.04.2010 годы должность Главы (Мэр) Челябинска; с 22.04.2010 по 15.01.2014 годы Губернатора Челябинской области.
Исходя из смыслов судебных решений проверка Генеральной прокуратуры и обращение в доход РФ имущества, охватывают период с 1999 г по 5.10.2016 т. е., в том числе и
в периоды времени, когда еще не имелось ни законодательного регламентирования проверок, ни обращения в доход РФ имущества.Депутат ГД ФС РФ обладает депутатской неприкосновенностью, в связи с чем в его отношении предусмотрена особая процедура проверки.
Для действующих
депутатов ГД ФС РФ порядок осуществления контроля на период вменяемых событий регламентировался ФЗ от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе сенатора РФ и статусе депутата Государственной Думы РФ», Указом Президента РФ от 18 мая 2009 №558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей РФ, и лицами, замещающими государственные должности РФ, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» Постановлением ГД ФС РФ «О Комиссии ГД по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ГД».
В период с 22.04.2010 по 15.01.2014 годы занятия Юревичем М.В. должности губернатора Челябинской области, проверку достоверности сведений в отношении него должна была проводить Комиссия Администрации Президента РФ по вопросам противодействия коррупции. Комиссия была учреждена Указом Президента РФ от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции». Этот Указ определял основные направления деятельности по борьбе с коррупцией и предусмотрел создание комиссии по вопросам противодействия коррупции.
Для контроля парламентариев была создана Комиссия Постановлением ГД РФ от 18 июня 2010 № 3110–5 ГД. До 2010 процедура проверки заключалась в ежегодном представлении декларации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в налоговый орган, что было регламентировано в ст. 8 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» №3-ФЗ от 8 мая 1994 года. После первичной проверки и выявления несоответствий или подозрений в недостоверности представленных сведений, Комиссия была наделена полномочиями инициировать дополнительное расследование. В случае обнаружения нарушений информация передавалась в правоохранительные органы для проведения проверки в рамках уголовно-процессуального законодательства и принятия мер процессуального характера. Основой для деятельности комиссии являются Указ Президента РФ от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции», Постановление ГД РФ от 18 июня 2010 года № 3110–5 ГД и Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
С 2010 г. решение о проведении контроля в отношении депутатов ГД ФС РФ принимается Председателем ГД РФ. Комиссия по контролю за расходами, проводит проверку в срок, не превышающий 90 дней со дня принятия решения о ее проведении на открытом заседании Комиссии.
Комиссия ГД РФ, созданная в действующем на период осуществления депутатом ГД полномочий, созыве является
единственным органом, который вправе принимать решение о проведении проверки, проводить проверки в отношении депутата ГД ФС РФ, а при выявлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении депутатом ограничений и запретов, установленных законодательством РФ, или о несоответствии расходов депутата и (или) расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, либо при выявлении признаков преступления, административного или иного правонарушения, направлять материал соответствующей проверки Председателю ГД для вынесения на рассмотрение ГД РФ и принятия решения о применении мер реагирования в отношении депутата.
Доходы и контроль в отношении совершенных сделок оценивается и проверяются за три последних года, контроль в более поздние сроки по сделкам, совершенным в срок далее, чем три года или совершенных в тот период, когда лицо не находилось должности, законом не предусмотрен.
По результатам проверки, при выявлении нарушений со стороны депутата Комиссия ГД РФ принимает решение о наличии основания для досрочного прекращения полномочий депутата ГД ФС РФ и информирует об этом Председателя Государственной Думы.
Только после получения результатов проверки и решения Комиссии ГД ФС РФ Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры в течение четырех месяцев со дня получения материалов, предусмотренных ч. 3 ст. 16 ФЗ №230-ФЗ,
рассматривают их в пределах своей компетенции, установленной ФЗ «О прокуратуре РФ
», после чего в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве,
могут обратится в суд с заявлением об обращении имущества в доход РФ. Обращению в суд предшествует получение Генеральным прокуратором РФ материалов, предусмотренных ч. 3 ст. 16 ФЗ-230-ФЗ. В соответствии с действующим законодательством, прокуратура не наделена самостоятельными полномочиями по проведению проверки в отношении государственных должностных лиц, обладающих конституционным иммунитетом, что прямо закреплено законом.Контроль за доходами
Главы города регламентировался ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», ФЗ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указом Президента РФ № 560 от 18 мая 2009 года «О мерах по противодействию коррупции» и осуществлялся Управлением Президента РФ по вопросам противодействия коррупции. В отношении Губернатора проверка осуществляются Управлением Президента РФ по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции, по решению Руководителя Администрации Президента РФ, Заместителя Председателя Правительства РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ или должностного лица Администрации Президента РФ, специально уполномоченного Руководителем Администрации Президента РФ. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о ее проведении.
При проведении проверки, в том числе и на стадии контрольно-надзорных мероприятий Генеральной прокуратуры, контролируемое лицо наделено определенным объемом прав, несоблюдение которых свидетельствует о незаконности проведения проверки.
Единственным основанием решения об осуществлении контроля Генеральной прокуратурой РФ за расходами лиц, занимающих должности, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ-230-ФЗ, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (в том числе должности главы муниципального образования (Мэра), депутата законодательного органа государственной власти субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, лица, занимавшего государственную должность РФ в Государственной Думе ФС РФ) является
получение органами прокуратуры материалов проверки, проведенной соответствующим органом, предусмотренных ч. 6 ст. 16 ФЗ № 230-ФЗ (ч. 1.1 ст. 4 ФЗ № 230-ФЗ; ч. 14 ст. 8.2 ФЗ № 273-ФЗ).
Право прокуратуры осуществлять дополнительный контроль над расходами должностных лиц в России было установлено с принятием Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Этот закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Вышеизложенная правовая позиция была проанализирована и подтверждена правовым заключением, выполненным профессором кафедры уголовно-правовых дисциплин федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», доктором юридических наук, профессором по кафедре уголовно-правовых дисциплин, имеющим высшее юридическое образование и стаж работы по специальности более 29 лет (автор более 300 научных работ по уголовному процессу, стадиям уголовного судопроизводства, защите прав и законных интересов участников уголовного процесса и др.) Сумачевым А.В. и главным научным сотрудником Центра частного права федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» (ИЗиСП) Беляевой Ольгой Александровной, доктором юридических наук, профессором РАН, имеющей высшее юридическое образование и стаж работы по специальности более 25 лет (автор более 230 научных работ по гражданскому процессу, защите прав и законных интересов участников гражданского процесса и др.). Заключение приобщено к материалам гражданского дела (том 163 лд 123-181, приложение к жалобе № 7). В ходе судебных заседаний установлено, что
материалов проверок, ни в отношении Юревича М.В., ни в отношении Белоусова В.В. в органы прокуратуры не поступало, что свидетельствует
о незаконности и необоснованности проведения проверки органами прокуратуры т.к. самостоятельными полномочиями по проведению проверки в силу положений ФЗ № 230-ФЗ, Генеральная прокуратура не располагает.
К материалам дела прокурор приложил набор документов из различных источников, однако какого-либо документа (заключения) о результатах проверки и выявленных нарушений Истцом (прокуратурой) не представлено.
О сроках. Контроль за расходами лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ №230-ФЗ, осуществляется в
течение шести месяцев со дня
освобождения от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнения
в отношении каждой сделки, совершенной в период замещения (занятия) указанной должности, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга)
за три последних года, предшествующих году совершения сделок.Проверок в отношении Юревича М.В., как депутата Государственной Думы РФ, как Главы города Челябинска, как Губернатора Челябинской области и Белоусова В.В., как депутата Законодательного собрания Челябинской области (далее -ЧО) и, как депутата Государственной Думы РФ, ни в период исполнения ими своих полномочий, ни по истечении более 6 мес. после сложения полномочий и освобождения от занимаемой должности, инициировано и проведено не было соответственно, в органы прокуратуры материалы проверки не направлялись, что свидетельствует об отсутствии у Генерального прокуратура РФ и подчиненных ему прокуроров полномочий и оснований для обращения в суд с иском об обращении имущества в доход государства к Юревичу М.В., Белоусову В.В. и другим лицам, заявленным в качестве ответчиков.Данные обстоятельства подтверждаются ответами из Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 25.06.2024 года №2.6-11/96 и 2.6–11/97, полученными на адвокатские запросы №31/2024 и 34/2024 от 02.05.2024 и 30.05.2024, соответственно. Как следует из теста ответов, Аппарат Государственной Думы ФС РФ не может предоставить адвокату сведений о сроках и результатах проверок в отношении Юревича М.В. и Белоусова В.В. за период их депутатской деятельности, т.к. такие сведения отсутствуют, что свидетельствует об отсутствии соответствующих проверок в отношении ответчиков, предшествующих обращению Прокурора с иском в суд.
Генеральная прокуратура после получения материалов уполномоченного органа обязана истребовать от проверяемого лица сведения о его расходах и об источниках получения денежных средств, а также провести с данным лицом беседу (ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 230-ФЗ), чем обеспечивается реализация прав лица, замещавшего (занимавшего) соответствующую должность, на представление доказательств законности источников приобретения имущества.
Ограничение данных прав недопустимо, поскольку указанные права являются важной гарантией конституционности процедуры контроля (Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 № 2366-О). Вышеперечисленная совокупность обстоятельств свидетельствует о несоблюдении процедуры проведения проверки, отсутствии оснований и доказательств для обращения в суд. Прокуратура не получала материалов проверки в отношении Юревича М.В. и Белоусова В.В., не проводила надзорные мероприятия. Заместитель Генерального прокурора обратился в Центральный районный суд г. Челябинска и только после подачи иска в суд прокуратура собирала так называемые доказательства, которые суд безоговорочно приобщал к материалам дела.Генеральная прокуратура уже после обращения в суд (28.03.2024), приобщила 6 томов материалов уголовного дела №5400146 и продолжила получать доказательства для суда, используя при этом свои властно-распорядительные полномочия, незаконно подключив Следственные органы СК РФ Свердловского, Челябинского, Херсонской областей, г. Москвы и др. регионов для допроса свидетелей в рамках уголовного дела по вопросам гражданского иска, с целью предоставления в суд материалов, якобы, проведенной проверки, объединяя тем самым уголовный и гражданский процесс. Ответчики, не имея доступа к материалам ОРД и уголовных дел, были лишены возможности предоставить опровергающие защитительные материалы из тех же уголовных дел.
Так, в период 18–19апреля 2024 года следственными органами были допрошены ряд свидетелей, показания которых приобщены к материалам настоящего дела от 15 апреля 2024 года (т. 159 л. д. 167-174), от 18 апреля 2024 года (т. 159 л. д. 175-182), от 17 апреля 2024 года (т. 159 л. д. 193- 210), от 19 апреля 2024 года (т. 159 л. д. 216- 226), от 18 апреля 2024 года (т. 159 л. д. 229- 242), от 18 апреля 2024 года (т. 159 л. д. 243- 251).
Таким образом, у прокуратуры отсутствовали законные основания для обращения в суд с иском, в котором Юревич В.М. и Белоусов В.В. как лица, обладающие статусом специального субъекта, не могли выступать в качестве ответчиков.
Нормативный механизм антикоррупционного контроля (пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ и ст. 17 Закона № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – ФЗ № 230-ФЗ), не предусматривает судебное следствие, сопровождаемое сбором доказательств в рамках УПК РФ прокуратурой и Следственным комитетом РФ, использование надлежащим образом не проверенных материалов незавершенных уголовных дел и ОРМ.
Суды неправомерно преюдициально закрепили факты, подлежащие доказыванию в ином процессуальном порядке, а именно в уголовном процессе.
Изъятие имущества законность приобретения, которого не подтверждена, является не уголовно-правовой санкцией, а специальной мерой частной превенции, исходящей из презумпции незаконности таких доходов, особой мерой государственного принуждения в связи с предполагаемым совершением служащим неправомерного деяния. Сопоставление доходов с расходами позволяет выявить несоответствие законных доходов произведенным расходам и дает основания для применения процедуры изъятия имущества, приобретенного на доходы, законность которых не подтверждена.
В случае представления доказательств отсутствия признаков нарушений антикоррупционного законодательства, наличия законных средств приобретения имущества, их добросовестность, капитализация компаний за счет их финансово-хозяйственной деятельности и другие доказательства добросовестности, исключают удовлетворение исковых требований прокурора.
В силу нормативных положений ст. 235 ГК РФ, судам, в первую очередь, нужно было установить, что спорное имущество принадлежит государственному служащему (принудительное изъятие
у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом…), объем имущества принадлежащего государственному служащему на праве собственности, период его приобретения, размер и законность доходов, на которые оно приобретено.
Судом первой инстанции вообще был проигнорирован данный вопрос. Ни в Центральном районном суде, ни в судах апелляционной и кассационной инстанций не устанавливалось и не выяснялось, какое имущество имеется (имелось) на праве собственности у Юревича М.В. и Белоусова В.В., какой доход они получали в период нахождения на государственных должностях, соответствовал ли полученный доход имуществу, приобретенному в период нахождения на государственной службе.
Вмененное Юревичу М.В. и Белоусову В.В. право собственности на имущество, не подтвержденное, ни материалами гражданского дела, ни иными доказательствами, принадлежало на праве собственности ответчикам-физическим лицам, которые никогда не занимали государственные должности и не являлись должностными лицами. В суде не опровергнута законность приобретения имущества, собственниками которого они являлись, добросовестность владения, пользования и распоряжения имуществом, период приобретения, наличие его приобретения за собственные средства.
Судом кассационной инстанции необоснованно не применены положения п. 6.2 Постановления Конституционного суда РФ №49-П от 31.10.2024 года и ст. 35 Конституции РФ, согласно которым не должны нарушаться права и законные интересы лиц в отношении их прав, возникших на законных основаниях.
Кассационный суд не учел положения пункта 6.2 Постановления Конституционного суда РФ №49-П от 31.10.2024 года согласно которому, не должны нарушаться права и законные интересы добросовестных третьих лиц, не принимавших участия в организации и приведении в исполнение в целях незаконного обогащения коррупционных злоупотреблений, но являющихся участниками имущественных правоотношений с лицом, совершившим деяние коррупционной направленности.
Более того, выводы о законности приобретения Юревичем В.М. и Юревич Н.Е. акций до вступления Юревича М.В. в государственную должность установлены в судебном заседании и содержатся в кассационном определении на стр. 8.
Кассационный суд в своем решении на стр. 12, 15 указал, что выводы нижестоящих судов о необходимости обращения всего имущества в доход государства соответствуют правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в
Постановлении от 26.11.2016 № 26-П. Согласно буквальному толкованию
пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, подлежит изъятию имущество
в целом, даже если часть его была приобретена за счет законных доходов.
Таким образом, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что имущество Юревич Н.Е., приобретенное
до назначения Юревич М.В. на государственную должность, не может считаться законным, поскольку впоследствии было признано
«нажитым в результате коррупционных действий».
Кассационный суд
необоснованно расширил применение
пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, что противоречит разъяснениям
Конституционного и Верховного Судов РФ.
В частности, в
Постановлении КС РФ № 49-П от 31.10.2024 прямо указано, что изъятию подлежит
не любое имущество, а только то, которое:
- получено вследствие нарушения антикоррупционных запретов;
- изначально приобретено в результате коррупционных нарушений, даже если в дальнейшем оно было частично или полностью преобразовано.
Следовательно, если имущество
изначально приобретено законно, его последующее смешение с предполагаемо незаконными активами
не может служить основанием для конфискации всего имущества. При этом последующее смещение необходимо доказывать бесспорными и допустимыми доказательствами. В нашем случае таких доказательств представлено не было, суд сделал огульные выводы, не основанные на материалах дела.
Кассационный суд, ссылаясь на
Постановление КС РФ от 26.11.2016 № 26-П,
ошибочно истолковал его положения, не учтя более позднюю и конкретизированную правовую позицию Конституционного Суда, согласно которой: «… в отдельных случаях - особенно если при выявлении несоответствия расходов государственного (муниципального) служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за определенный период их общему доходу доля доходов, законность которых не доказана, оказывается незначительной - изъятие в целом имущества, происхождение которого презюмируется как незаконное, может повлечь в нарушение статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации несоразмерное целям борьбы с коррупцией ограничение прав указанных лиц, что, принимая во внимание право соответствующего собственника доказывать факт приобретения того или иного имущества на законные доходы, не исключает право суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела обращать в доход государства только ту часть имущества, законность приобретения которой не доказана».
Ключевые моменты:1.
Имущество, изначально приобретенное законно, не подлежит изъятию в полном объеме, даже если впоследствии оно было смешано с незаконными активами.
2.
Позиция КС РФ (№ 49-П от 31.10.2024) уточняет, что конфискация возможна только в отношении имущества,
непосредственно связанного с коррупционными нарушениями.
3. Кассационный суд
неверно применил более раннее Постановление КС РФ, игнорируя актуальную трактовку закона.
Выводы судов о необходимости обращения в доход государства всего имущества, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26.11.2016 № 26-П, основан на неправильном толковании Постановления КС РФ.
Из смысла Постановления КС РФ следует, что собственник (в том числе и ответчики, не являющиеся чиновниками) имеет право доказывать факт приобретения того или иного имущества на законные доходы, что не исключает и право суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела обращать в доход государства только ту часть имущества, законность приобретения которой не доказана - Постановление КС РФ от 26.11.2016 № 26-П.
В Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 (п.5 ст.31), указано, что «если доходы от правонарушений были приобщены к имуществу, приобретенному из законных источников, то конфискации подлежит та часть имущества, которая соответствует оцененной стоимости приобщенных доходов».
Принимая решения суды должны были руководствоваться в том числе и положениями Конвенции ООН в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора).
Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003 (п. 9 ст. 31) устанавливает, что положения об аресте и конфискации не толкуются таким образом, чтобы наносился ущерб правам добросовестных третьих сторон. Согласно ст. 5 Конфискации пп. б) b) если доходы были приобщены к собственности, приобретенной из законных источников, такая собственность без ущерба для любых полномочий, касающихся наложения ареста или замораживания, подлежит конфискации в объеме, соответствующем оцененной стоимости этих приобщенных доходов; ст. 8. Положения настоящей статьи никоим образом не рассматриваются как наносящие ущерб правам действующих добросовестно третьих сторон).
Ратифицируя Конвенцию ООН против коррупции, РФ включила в число своих обязательств (безусловных обязанностей) правовое регулирование изъятие незаконных доходов или имущества, приобретенного на них, не в качестве уголовно-правовой санкции, а в качестве специальной меры, предусмотренной в рамках антикоррупционного законодательства для случаев незаконного обогащения (Постановление КС РФ от 26.11.2016 № 26-П).
Суды были обязаны применить положения Конвенции в силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, поскольку она имеет наибольшую юридическую силу.
Оспариваемыми судебными актами не установлен размер доходов ответчиков – государственных служащих, перечень имущества, которое было ими приобретено в период занятия государственных должностей.
Судами не дан анализ приобретения и владения акциями и долями иными добросовестными собственниками, не являющимися государственными служащими, а также их супругами и несовершеннолетними детьми.
Суды подменили гражданско-правовую специальную меру сопоставления законных доходов должностного лица с его имуществом, смешанным квази уголовно-гражданский процессом, сосредоточившись на расследовании и анализе квалифицирующих признаков преступления на материалах уголовных дел, оперативно розыскных мероприятий и показаниях свидетелей допрошенных по указанию прокурора следственным подразделением СК РФ, предприняв попытку в ходе гражданского процесса установить незаконность участия должностных лиц Юревича М.В. и Белоусова В.В в предпринимательской деятельности ст. 289 УК РФ, привлекли в качестве соответчиков 12 физических лиц никогда не являвшихся служащими, применив п. 3 ст. 35 УК РФ, участие незаконной предпринимательской деятельности в составе организованной группы объединившейся для совершения преступлений.
Незаконное участие в предпринимательской деятельности должностных лиц является незаконным и наказуемым только в случае, если эти деяния связаны с предоставлением организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Таких уголовно-процессуальных доказательств в гражданском деле нет.
Такого обвинения, ни Юревичу М.В., ни Белоусову В.В. органами предварительного следствия не предъявлялось, фактов незаконного участия должностных лиц в предпринимательской деятельности установлено не было. Даже при установлении фактов незаконной предпринимательской деятельности, это не влечет основанием для безвозмездного изъятие имущества в доход государства на основании пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ.
Активы, ранее принадлежавшие Юревичу М.В. и Белоусову В.В., не подлежат изъятию, поскольку суды
неправильно применили положения пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ.
1.
Законность первоначального приобретения:o Акции были куплены Юревичем М.В. и Белоусовым В.В.
в 1990-е годы, когда
не существовало законодательных запретов на владение таким имуществом для них.
o Материалы дела подтверждают, что активы приобретались
за счет личных сбережений, без использования незаконных средств.
2.
Отсутствие коррупционного преобразования имущества:o Имущество, приобретенное Юревичем М.В. в 1990-е годы,
не смешивалось с коррупционными активами, поскольку все его доли и акции были им
полностью проданы в 2003 году.
o Юревич М.В. занял должность главы Челябинска
только 22.04.2005,
после отчуждения активов.
3.
Правовой статус не ограничивал владение акциями:o На момент владения акциями Юревич М.В. и Белоусов В.В. являлись
депутатами Госдумы РФ, однако это
не запрещало им иметь доли в коммерческих структурах.
Выводы1.
Имущество, приобретенное до вступления в госдолжности, не может быть изъято по
пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, так как его происхождение
не может быть связано с коррупцией.
2.
Продажа активов до назначения на должность исключает возможность их конфискации, поскольку
нет оснований считать их «нажитыми коррупционным путем».
3.
Статус депутата Госдумы в 1990–2000-е годы
не накладывал запрета на владение акциями, что дополнительно подтверждает законность сделок.
Таким образом,
требование об изъятии данных активов были удовлетворены неправомерно, а суды
игнорируют факт их законного происхождения и отсутствие связи с коррупционными нарушениями, что было доказано в ходе судебного заседания. Иных доказательств Генеральной прокуратурой РФ представлено не было.
2. Судебные инстанции допустили ошибки в применении закона, повлиявшие на исход дела, без исправления которых невозможны эффективное восстановление и защита нарушенных прав и свобод. Положения ст. 195 ГПК РФ предусматривают, что решение суда должно быть законным и обоснованным. Это означает, что суд должен принимать решение на основе закона, а также на основе фактов, которые были установлены в процессе разбирательства.
Решение суда должно содержать выводы, основанные на доказательствах, представленных в процессе судебного разбирательства и признаны судом допустимыми. Решение должно быть ясно изложено и содержать указание на те факты и нормы права, на которых суд основывает свои выводы.
Примененные к спорным правоотношениям нормы права требуют установления конкретных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении антикоррупционного законодательства.
Так, в частности в решении суда (стр. 43), определениях апелляционной и кассационной инстанции (стр. 4) указано, что ответчики
«владели акциями коммерческих организаций, от управления которыми они обязаны были отказаться в силу запретов». Незаконное владение акциями коммерческих предприятий Юревичем М.В. опровергается следующим. Еще в 2003 г. он продал все принадлежащие ему доли и акции своему отцу – Юревичу В.М., собственнику акций и долей в компаниях с самого момента их приобретения и создания. При этом должность главы Челябинска он занял только 22.04.2005 г.
В то же время имевшийся у него ранее статус депутата Государственной Думы РФ, как и аналогичный статус Белоусова В.В., не исключал владение долями и акциями.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27.12.2012 № 34-П Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы РФ», само по себе владение акциями (долями участия в уставном капитале), обусловливающее право принимать участие в работе общего собрания хозяйственного общества, не может рассматриваться как обстоятельство, нарушающее требования Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Федеральный закон допускает для парламентариев возможность владеть приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставном капитале организации) при отсутствии конфликта интересов, и не требует их обязательного отчуждения (абз. 2 п. 4.3). При этом конфликта интересов в ходе судебного заседания установлено не было и Истцом таких доказательств не представлено.
Какие факты и правонарушения имеет в виду суд, утверждая, что Юревич М.В. и Белоусов В.В. нарушали антикоррупционное законодательство, кто и когда их выявил и в рамках какого производства, ни в решении суда, ни в определении вышестоящих судом апелляционной и кассационной инстанции, не содержится.
В свою очередь, в материалы дела было представлено заключение специалиста от 27.07.2024 г. доктора экономических наук, кандидата технических наук, доцента, директора центра стратегического прогнозирования и планирования Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, В.П. Бауэра (приложение № 6). В заключении рассчитаны доходы Юревича М.В. с 1999 г., которые составили 59 673 тыс. руб. Однако, суды данные доходы Юревича М.В. никак не учитывали, не устанавливали, приобреталось ли Юревичем М.В. на них какое-либо имущество или иные активы, которые могут иметь исключительно законный характер. Не учтены и доходы Белоусова В.В., который не был представлен в судебном заседании.
Игнорирование положений Конвенции ООН, Положений Конституции РФ, Постановлений Конституционного и Верховного судов РФ свидетельствует о незаконности постановленных судебных актов.
Истцами не доказано и судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих об использование Юревичем М.В. или Белоусовым В.В. властных полномочий для достижения собственных бизнес-интересов.Проверяя законность постановленных судебных актов Седьмой кассационный суд общей юрисдикции согласился, что ответчики использовали властные полномочия для достижения собственных бизнес-интересов, в результате чего значительно увеличили стоимость принадлежащих им активов, привлекали номинальных владельцев, принимали руководящие решения, обеспечивали предоставление государственной поддержки, субсидий и льготных кредитов (стр. 4).
Однако, несмотря на требования ст. 195 ГПК РФ доказательств данным обстоятельствам в материалах дела не приведено. В материалах дела отсутствуют сведения наличия собственных бизнес-интересов со стороны Юревича М.В. и Белоусова В.В. Выводы сделаны исключительно на основании голословных утверждениях истца.
Нет ни одного документального свидетельства о незаконном предоставлении субсидий или кредитов. Предприятия группы «МАКФА», являются продовольственными предприятиями, обеспечивающими жителей России и ближнего зарубежья хлебобулочными изделиями, мукой, макаронами и др. Как любое предприятие такого профиля АО «МАКФА», Первый Хлебокомбинат, АО «СМАК» имели законное право на получение субсидий. Все полученные предприятиями субсидии оформлены и получены в установленном законом порядке, наряду с другими предприятиями, получающими субсидии. Никаких незаконных льгот, преференций и привилегий выявлено не было. Также не было установлено незаконного или льготного получения кредитов в обход действующему законодательству или иным установленным правилам. Кредиты предоставлялись банками после согласования договоров под проценты. Проценты выплачивались регулярно и в установленный договорами срок.
Доказательств обратного судам не представлено и в материалах дела не имеется.
На Стр. 41 Решения суд первой инстанции указал: «
за счет полученных с нарушением антикоррупционного законодательства доходов формировали и наращивали активы холдинга», что это за доходы и кто Юревич или Белоусов или сразу оба получали их, при каких обстоятельствах, и в каком объёме?
В свою очередь суд апелляционной инстанции считает, что данные обстоятельства установлены верно (стр. 68–71 апелляционного определения). Кассационная инстанция не оспорила этого утверждения.
Более того, апелляционная инстанция делает вывод, что
«изначально имеющийся у Юревича М.В. и Белоусова В.В. капитал, по убеждению судебной коллегии, утратил статус легального по причине совершения ими коррупционных правонарушений. Совокупность имеющихся в деле доказательства с достоверностью свидетельствует о том, что упомянутые ответчики после прихода во власть вопреки требованиям законодательства продолжили скрыто управлять коммерческими структурами, переоформив их на номинальных владельцев. Используя свое должностное положение, Юревич М.В. и Белоусов В.В. приняли меры по увеличению своих активов, расширению группы компаний «Макфа», предоставлению им преференций по сравнению с иными участниками рынка. Они неоднократно меняли структуру холдинга, учреждали и наращивали доли участия входящих в него организаций, т.е. преобразовывали принадлежащее им имущество» (стр. 118). Кассационная инстанция с этим согласилась со следующей формулировкой: «
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов о наличии оснований для обращения в доход Российской Федерации имущества в виде акций акционерных обществ и долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственности юридических лиц, которых образуют группу компаний «Макфа», исходя из того, что действительным и фактическим владельцем данного имущества являются Юревич М.В. и Белоусов В.В., которые получили данное имущество в результате нарушения запретов, установленных антикоррупционным законодательством. При этом капитал, который изначально имелся у Юревича М.В. и Белоусова В.В., а также у других лиц, утратил статус легального (был преобразован) по причине совершения ответчиками коррупционных правонарушений» (стр. 13).
Судопроизводство по искам в порядке пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ не предполагает выявления нарушений антикоррупционного законодательства, а лишь устанавливает имущество служащего, законность приобретения которого не подтверждена и изымает в пользу РФ. Действительным владельцем имущества является собственник, на которого зарегистрировано имущество и который имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться им. Фактическим владельцем имущества является любое лицо, у которого фактически находится имущество, независимо от его права на это имущество. Юревич М.В. с 2003 и Белоусов с 2012 не являлись ни действительными ни фактическими владельцами).
Апелляционная инстанция гражданской коллегии констатирует установление состава уголовного преступления ст. 289 УК РФ – незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности, что в силу ст. 118 Конституции РФ не входит в ее компетенцию.
С такими выводами согласиться нельзя, поскольку, во-первых, они не подтверждены достоверными и объективными доказательствами. Суды вообще не учитывают ответчиков Юревича В. М. и Юревич Н. Е. (добросовестных владельцев активов с момента приобретения предприятий), которые изначально входили в состав акционеров, приобретали акции, открыто ими владели и управляли, преувеличивали свой первоначальный капитал за счет коммерческой деятельности предприятий, вкладывали в развитие компаний значительные денежные средства, привлекая кредиты и вкладывая дивиденды, предназначенные им, как акционерам.
Суды умалили роль добросовестных участников гражданского оборота, поставив их в один ряд с должностными лицами, к которым у государства могут возникнуть вопросы, подлежащие доказыванию в ходе справедливого судебного процесса на основе равноправия и законности.
Пленум ВС РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" в п. 3 указал, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами».
Обоснованность утверждений судов может быть принята только в случае доказывания в ходе состязательного и равноправного судебного уголовного процесса, отвечающего требованиям законности, нарушение Ответчиками антикоррупционного законодательства и совершения коррупционных правонарушений, номинальности владения имуществом и фактической его принадлежности государственным служащим Юревичу М.В. и Белоусову В.В.
Об уголовном деле.Неоконченное производством уголовное дело, на которое ссылаются суды, возбуждено в отношении Юревича М.В. и Белоусова В.В. Иные ответчики в качестве подозреваемых или обвиняемых не фигурируют.
При расследовании уголовного дела следственными органами не проверялся факт принадлежности АО «МАКФА» и других компаний Юревичу МВ или Белоусову ВВ., их влияние на деятельность компаний-ответчиков, их участие в деятельности компаний, а также наличие неких преференций, о которых упоминает суд (т. 44 лд 1-6 постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Юревича М.В. от 24 мая 2017 г.).
Уголовное дело расследуется с 2017 по факту хищения денежных средств при строительстве дорог в Челябинской области, хищений при закупке медицинского оборудования, клеветы и хранения оружия. В ходе предварительного следствия и судебного заседания по уголовному делу в отношении Белоусова ВВ и Бутаковой МФ в Московском городском суде, Первом апелляционном суде, Втором кассационном суде, Верховном суде РФ, доказательств «вливаний», вменяемых в вину Юревичу МВ и Белоусову ВВ, денежных средств в компании – судами, установлено не было. Напротив, полученные доказательства свидетельствуют исключительно о том, что именно Юревич Валерий Михайлович осуществлял фактическое владение и контроль над предприятиями, осуществлял процесс управления предприятиями, принимал ответственные решения, нанимал сотрудников, распоряжался счетами общества, подписывал все значимые сделки, являлся управляющим и председателем Совета директоров, давал обязательные для исполнения указания, сам лично посещал объекты и выполнял иные функции владельца и руководителя предприятиями (т. 159 лд 154-254 – протоколы допроса свидетелей).
Несмотря на то, что апелляционная и кассационная инстанции указывает на наличие косвенного контроля в управлении активами, формальную, по мнению суда, смену владельцев и создание видимости перехода прав, при сохранении контроля и продолжению скрыто управлять обществами, никаких
доказательств данным обстоятельствам не было получено.
Участия Юревича М.В или Белоусова В.В в руководстве, владении или распоряжении компаниями установлено не было. Показания свидетелей и иные материалы уголовного дела, во-первых, не могут иметь юридической силы поскольку их показания не были проверены, в вызове и допросе свидетелей в судебное заседание Центрального районного суда г. Челябинска было отказано, во-вторых, вся их совокупность не свидетельствует о нарушениях Юревичем М.В или Белоусовым В.В антикоррупционного законодательства, которые могли бы повлечь изъятие имущества третьих лиц в доход государства. Суд апелляционной инстанции предъявляет Юревичу М.В.
противоправное административное содействие с 2011 по 2015 годы, когда Юревич М.В., как Губернатор ЧО, а Белоусов В.В. как депутата Государственной Думы противоправно административно содействовали подконтрольным ООО «Родник», ООО «Новая планета» и ООО «ОтельСтрой» в приобретении права на земельные участки, построили, ввели в эксплуатацию и запустили в коммерческий оборот торгово-развлекательные центры «Родник», «Урал», «Алмаз» и отель «Radison BLU», расположенные в г. Челябинске (стр. 118), с чем согласился суд кассационной инстанции (стр. 4).
Делая однозначные выводы, суды, тем не менее, не приводят никаких доказательств противозаконности или заинтересованности Юревича М.В. или Белоусова В.В. в указанных предприятиях. Более того, в период с 2011 по 2014 годы, когда Юревич М.В. работал в должности Губернатора Челябинской области, администрация области предоставляла права на земельные участки многочисленным коммерческим структурам, вводились в оборот жилые и развлекательные комплексы, иные коммерческие структуры. Эти функции администрации регламентированы должностными полномочиями государственных служащих, не выходящие за пределы их полномочий.
Статья 118 Конституции РФ не предполагает возможности произвольного выбора любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам производства и категориям дел определяются, исходя из Конституции РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами (определения Конституционного Суда РФ от 13 января 2000 года № 6-О, от 8 ноября 2005 года № 399-О, от 29 сентября 2011 года № 1185-О-О, от 16 июля 2013 года № 1160-О, от 26 апреля 2016 года № 735-О, от 19 декабря 2017 года № 2834-О, от 26 ноября 2018 года № 2825-О и др.). Применительно к гражданскому судопроизводству таким федеральным законом является ГПК РФ. Сведения о фактах из тех или иных источников не могут извлекаться судом в произвольном порядке, закон строго регламентирует форму, в которой эти сведения должны быть получены, а именно: в процессуальной форме объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Сведения о фактах, полученные в иной не предусмотренной законом процессуальной форме, не могут использоваться для установления фактических обстоятельств дела и обоснования выводов суда об этих обстоятельствах (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.04.2023 № 18-КГ22-163-К4).
Подмена одного вида судопроизводства другим является незаконными действием (Определение Конституционного Суда РФ от 21.07.2022 № 2069-О). Исследование и оценка в порядке гражданского судопроизводства протоколов допросов свидетелей по уголовному делу в период рассмотрения настоящего гражданского дела, и которые были допрошены исключительно по обстоятельствах предъявленного иска по вопросам не входящим в объем предъявленного уголовного обвинения, подменяет собой допрос свидетелей в судебной заседании с соблюдением прав всех участников процесса, в том числе и права задавать свидетелю вопросы по известным ему обстоятельствам, выяснять источник его осведомленности и т.д., недопустима, противоречит ст. 118 Конституции РФ и существенно нарушает права Ответчиков. В нашем случае, следственный орган возобновляет приостановленное в течение длительного периода времени (более 4-х лет), уголовное дело, вызывает свидетелей, исключительно для получения показаний относительно компании «Макфа», по обстоятельствам, не связанным с предметом расследования уголовного дела, выполняя квази-судебную функцию получения доказательств по гражданскому делу в рамках уголовного процесса, что является недопустимым и неправомерным. Следователь допросил свидетелей по вопросам, которые должны быть предметом исследования в гражданском деле. Более того, протоколы допросов свидетелей неустановленным путем попали в распоряжение Истца, который ходатайствовал о приобщении их к материалам дела в нарушение принципа равенства сторон. Каких-либо сведений о том, каким образом данные протоколы попали к представителю истца, суду не представлено.
Центральный районный суд также ссылался на показания Овчинникова К.Е. и Башаева А.В., данных в ходе расследования уголовного дела. Данные показания не могли быть использованы в ходе рассмотрения дела т.к. они не были проверены в ходе состязательного судебного процесса по уголовному делу; Овчинников и Башаенв допрашивались с качестве обвиняемых и не предупреждались об уголовной ответственности; в судебное заседание по гражданскому делу не вызывались; скрываются за переделами РФ от уголовного преследования; истец скрыл от суда доказательства, опровергающие противоречивые показания Башаева. Так, в материалах уголовного дела имеется заключение фонографической экспертизы, которое опровергает контакты между Башаевым и Бутаковой. Заключение получено адвокатом Ắйвар Л.К. при ознакомлении с материалами уголовного дела 28 февраля 2025 года (прилагается).
3. Суды неправомерно и необоснованно применили к рассматриваемым правоотношениям, регламентируемые ст. 169 ГК РФ.Обжалуемыми судебными актами суды устанавливают недействительность сделок по отчуждении акций и долей в уставных капиталах компаний.
Как следует из текста оспариваемого решения (стр. 35)
«Действительно, подпункт 8 пункта 2 статьи 235 ГК РФ ГК РФ… вступил в силу с 01.01.2013».
До введения 8 п 2 ст. 235 ГК РФ в части I ГК с 01.01.1995 действовала и распространялась на рассматриваемые случаи ст. 169 ГК РФ, устанавливающая возможность прекращения права собственности на имущество и его взыскание судом в доход РФ, если оно было получено по сделке, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности. В доход РФ взыскивалось все полученное сторонами по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивалось в доход РФ все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного. Аналогичная формулировка имеется в апелляционном определении на стр. 106. Седьмой кассационный суд ОЮ на стр. 14 указывает, что
«Отсутствует необходимость оспаривать каждую отдельную сделку, поскольку все сделки при установленных обстоятельствах были направлены на реализацию единого волеизъявления по совершению актов коррупции, то есть на совершение сделки, противной основам правопорядка, к которой подлежали применению последствия в виде обращения в доход РФ всего полученного по сделке».Ответчики не соглашаются с такими выводами судов.
Статья 169 ГК РФ в действовавшей к моменту вступления в силу пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ (01 января 2013 г.), особо выделяла опасную для общества группу недействительных сделок - так называемые антисоциальные сделки, противоречащие основам правопорядка и нравственности, к числу которых безусловно относятся заключенные в результате коррупции сделки, поскольку акты коррупции в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции от 31.10.2003 угрожают стабильности и безопасности общества, подрывают демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость, наносят ущерб устойчивому развитию и правопорядку. То есть все полученное по ним сторонами суд обязан был взыскивать в доход Российской Федерации в соответствии со статьей 169 ГК РФ».
Статья 169 ГК РФ «Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности», к настоящим правоотношениям не применима, а выводы судов незаконны, по следующим обстоятельствам.
-Иск Генпрокуратуры содержит требование об обращении в доход РФ долей в уставных капиталах и акций коммерческих организаций. Никакие сделки не оспариваются и не упоминаются в иске, в отсутствие оспариваемых сделок нет оснований для применения ст. 169 ГК РФ.
- Из статьи 169 ГК РФ ФЗ от 7.05.2013 г. №100-ФЗ исключена конфискационная санкция, позволявшая суду взыскивать в доход государства всё полученное по антисоциальной сделке. Упомянутый в действующей редакции ст. 169 ГК РФ закон, который мог бы урегулировать данную конфискационную санкцию, до настоящего времени не принят.
- Прежняя редакция ст. 169 ГК сегодня неприменима: Закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, имеет обратную силу. Ст. 54 Конституции РФ «Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2018)», Постановление КС РФ от 17.07.2023 N 42-П.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 12.03.2024 N 69-КГ23-15-К7 установлено, что «Для применения статьи 169 ГК РФ необходимо установить, что цель сделки, а также права и обязанности, которые стороны стремились установить при ее совершении, либо желаемое изменение или прекращение существующих прав и обязанностей заведомо противоречили основам правопорядка или нравственности и хотя бы одна из сторон сделки действовала умышленно. Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, влечет общие последствия, установленные статьей 167 ГК РФ (двусторонняя реституция).
Следовательно, применение ст. 169 ГК РФ в редакции до 01.12.2013 является неправомерным и неприменимым к данным правоотношениям, суды не вправе применять закон, который на момент рассмотрения спора утратил свою юридическую силу. Это следует из Постановления КС РФ от 22.04.2014 года №12-П. Ни ГК РФ, ни Закон №100-ФЗ не предусматривают продолжение действия редакции ст. 169 ГК РФ, действовавшей до 01.12.2013.
Согласно ч. 1 ст. 54 Конституции РФ не имеет обратной силы закон, устанавливающий или отягчающий ответственность. В случае нарушения принципа соразмерности интересов общества, т.е. баланса конституционно защищаемых ценностей, законодательный акт в части, придания ему обратной силы может быть признан недействующим (Постановление КС РФ от 15.02.2016 N 3-П "По делу о проверке конституционности положений части 9 статьи 3 ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей ГК РФ" в связи с жалобой гражданина Е.В. Потоцкого", Апелляционное определение ВС РФ от 31.03.2016 N 45-АПГ16-1).
Для применения ст. 169 ГК РФ необходимо установить, что цель сделки, а также права и обязанности, которые стороны стремились установить при ее совершении, либо желаемое изменение или прекращение существующих прав и обязанностей заведомо противоречили основам правопорядка или нравственности и хотя бы одна из сторон сделки действовала умышленно.
Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в определении от 8 июня 2004 года № 226-О, ст. 169 ГК РФ указывает, что квалифицирующим признаком антисоциальной сделки является ее цель, то есть достижение такого результата, который не просто не отвечает закону или нормам морали, а противоречит - заведомо и очевидно для участников гражданского оборота - основам правопорядка и нравственности.
Поскольку в обоснование требований суд в том числе ссылается на ст. 169 ГК РФ, следует отметить, что сделки с долями и акциями не могут быть признаны антисоциальными, так как спорные доли и акции не являются предметом преступления и не являются имуществом, изъятым из оборота.
Сделки по отчуждению акций и долей соответствовали гражданскому законодательству, цель совершения сделок не противоречила основам правопорядка и нравственности, а соответствовала цели совершения ординарных гражданско-правовых договоров, что исключает применение ст. 169 ГК РФ.
Последствием ничтожности сделок по ст. 169 ГК РФ является двусторонняя реституция, а не изъятие имущества в доход государства. Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, влечет общие последствия, установленные статьей 167 ГК РФ (двусторонняя реституция).
Недопустимость изъятия в доход государства, всего полученного по сделке, оспоренной по ст. 169 ГК РФ, подтверждаются практикой Верховного Суда РФ и иных судов, в которой было отказано в обращении имущества в доход государства в качестве последствий недействительности сделки.
Таким образом, вопреки доводам, изложенным в оспариваемых судебных актах, положения ст. 169 ГК РФ не позволяют обратить в доход государства имущество, полученное по недействительной сделке, тем более что вопросы оспариваемости сделок судом не рассматривались.
По делам о признании недействительными сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка или нравственности (ст. 169 ГК РФ), как следует из п. 1 ст. 181 ГК РФ,
срок исковой давности составляет три года (п. 3 ст. 166 ГК РФ). Последние сделки, которые совершил Юревич М.В. по отчуждению акций были заключены в 2003 году, что свидетельствует об истечении сроков давности в 2006 году. Ходатайства о восстановлении срока давности истцом заявлено не было.
При этом положения указанной статьи не могут подменять собой ни нормы подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, ни конфискацию как меры уголовно-правового характера, поскольку никто не может быть повторно наказан за одно и то же правонарушение (ч. 1 ст. 50 КС РФ) и для применения каждой из указанных мер ответственности требуется установление предусмотренного законом состава правонарушения, отличного от предмета доказывания по спору о недействительной сделке.
4. Отсутствие достаточных доказательств для удовлетворения иска об обращении имущества физических и юридических лиц в доход государства. В ходе судебного заседания
не была доказала совокупность обстоятельств, которые в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ дают законное право на изъятие имущества в доход РФ по основаниям предполагаемых коррупционных правонарушений. Ни в апелляционной инстанции, ни в суде кассационной инстанции истец также не представил таких доказательств.
Вопреки утверждениям, изложенным в судебных решениях, основанием для изъятия имущества является непредставление в отчетном периоде сведений о законности доходов, на которые было приобретено имущество, а также несоответствие доходов должностного лица, его расходам. При этом, несмотря на наличие в материалах дела сведений о доходах и расходах лиц, занимающих государственные должности Юревича М.В. (том. 23 лд 1-121, том 24 лд 1-147) суды самостоятельно не дают им правовой оценки, а Истец не ссылается на их несоответствие, которое могло быть установлено только в рамках проведения соответствующим органом, Комиссией ГД РФ, мероприятий по контролю за соответствием расходов Ответчиков их доходам. Суды лишь перечисляют справки о доходах Юревича М.В. (при этом, не за все годы его государственной службы) и Белоусова В.В. не анализируют перечень имущества, который на них приобретен.
Исходя из подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное прекращение права собственности возможно в отношении
не любого имущества, а только того имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.
И в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 N 26-П, и в Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 (пункт 4), указано, что «если такие доходы от преступлений были приобщены к имуществу, приобретенному из законных источников, то конфискации подлежит та часть имущества, которая соответствует оцененной стоимости приобщенных доходов».
При обращении в суд именно на прокуратуре лежала обязанность предоставить сведения о наличии у Юревича М.Ю. и Белоусова В.В. разницы между законными доходами и принадлежащим им имуществом, а также установить доходы, приобщенные к имуществу, приобретенному законным путем.
Основания и процедура применения последствий, предусмотренных ст. 235 ГПК РФ установлены ФЗ от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», что подтверждается п. 5.2. Постановления КС РФ от 29.11.2016 г. № 26-П, который устанавливает, что принудительное изъятие имущества в доход государства допускается исходя из презумпции незаконности доходов, на которые было приобретено перечисленное в ч. 1 ст. 4 и ст. 17 ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" имущество (имущество, стоимость которого превышает общий доход государственного (муниципального) служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному периоду, что выявлено в раках соответствующей системы контроля за доходами и расходами государственных служащих).
Исходя из положений из абз. 9 Обзора судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход РФ имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2017) для обращения имущества в доход государства прокурор обязан представить доказательства принадлежности изымаемого имущества Юревичу М.В. или Белоусову В.В. как лицам, занимающим государственные должности, приобретение имущества в отчетном периоде, доказательства, подтверждающие стоимость имущества и факт превышения его стоимости совокупному доходу ответчиков за три последних года, предшествовавших отчетному периоду.
Юревич М.В. в 2003 г. продал все принадлежащие ему доли и акции. При этом должность главы Челябинска он занял только 22.04.2005 г. В то же время имевшийся у него ранее статус депутата Государственной Думы РФ, как и аналогичный статус Белоусова В.В., не исключал владение долями и акциями. Как указал КС РФ в Постановлении от 27.12.2012 № 34-П Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы РФ»,
само по себе владение акциями (долями участия в уставном капитале), обусловливающее право принимать участие в работе общего собрания хозяйственного общества, не может рассматриваться как обстоятельство, нарушающее требования Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ".
Федеральный закон допускает для парламентариев возможность владеть приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставном капитале организации) и не требует их обязательного отчуждения (абз. 2 п. 4.3). При этом конфликта интересов в ходе судебного заседания доказано не было и Истцом таких доказательств не представлено. Запрет на такое владение был введен в 2003 году.