Генеральная прокуратура обосновывает исковые требования ссылаясь на ст. 235 ГК РФ и Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Далее – ФЗ № 273-ФЗ), указав в иске, что основанием для обращения в суд являются материалы письменной проверки, проведенной соответствующим статусу должностного лица, органом, что соответствует ч. 14 ст.8.2 ФЗ № 273-ФЗ, но поскольку пп.8 п.2 ст.235 ГК говорит только об изъятии имущества, в отношении которого не представленные доказательства приобретения на законные доходы, то порядок проведения соответствующего контроля определен ФЗ № 230-ФЗ. При этом иные правовые акты, положенные в основу иска (Закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указ Президента РФ № 361 «О борьбе с коррупцией») порядок контроля за расходами гос. служащих не предусматривает и санкции за его нарушение (в виде обращения имущества в доход государства) не содержат. Обстоятельства, указанные Генпрокуратурой РФ в исковом заявлении, даже при их доказанности, влекут не обращение имущества в доход государства, а иные меры ответственности (так, нарушение запрета на осуществление предпринимательской деятельности в период государственной службы влечет досрочное прекращение полномочий депутата Государственной Думы РФ (ст. 4 ФЗ от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе сенатора РФ и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»).
Истец так же мотивирует свои требования применением ст. 169 ГК РФ, признание сделки не соответствующей принципам правопорядка и нравственности, недействительной. Необходимо обратить внимание, что сделки по отчуждению акций и долей соответствовали гражданскому законодательству, не содержат признаков пороков воли, цель совершения сделок не противоречила основам правопорядка и нравственности, а соответствовала цели совершения обычных гражданско-правовых договоров, что исключает применение ст. 169 ГК РФ.
Вопреки доводам Истца, последствием ничтожности сделок в соответствии ст. 169 ГК РФ является двусторонняя реституция, а не как не изъятие имущества в доход государства. Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, влечет общие последствия, установленные статьей 167 ГК РФ (двусторонняя реституция). В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход государства все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом (п. 85 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ").
Таким образом, признание сделки ничтожной на основании статьи 169 ГК РФ влечет общие последствия, предусмотренные статьей 167 ГК РФ, в виде двусторонней реституции, а взыскание в доход государства всего полученного по такой сделке возможно только в случаях, прямо предусмотренных законом, что подтверждается, определением ВС РФ в от 12.03.2024 № 69-КГ23-15-К7 когда суд отказал в конфискации в доход федерального бюджета денежных средств, полученных в результате взятки и мошеннических действий, указав, что законом не предусмотрено изъятие в доход государства имущества, полученного по недействительной в силу ст. 169 ГК РФ сделке.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 ГК РФ предусмотрено принудительное изъятие у собственника только имущества, на которое не представлены доказательства его приобретения на законные доходы.
По смыслу приведенной нормы подлежит обращению в доход РФ только то имущество, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы.
Законность доходов, на которые приобретено имущество определяется обязательной проверкой конкретным органом в зависимости от статуса должностного лица.
Нормы ст. 235 ГК РФ обязывают правоприменителя проверять состав имущества лица, занимающего государственные должности и его приобретения на законные доходы и прописывает процедуру, процессуальное сроки с соблюдением прав и законных интересов проверяемого лица, которые регламентированы ФЗ №230-ФЗ.
Перечень должностных лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, а также порядок осуществления механизма обращения в доход РФ имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, определяется ФЗ от 3.12.2012 г. № 230-ФЗ и Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 10.10.2022 г. №581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции» и иными подзаконными актами».
Ответчиками по делу заявлены:
Юревич М.В., занимавший должности:
Депутата Государственной Думы III созыва с 1999 по 2003 годы;
IV созыва с 2003 по 2005 годы;
Главы (Мэр) Челябинска с 20.03.2005 по 22.04.2010 годы;
Губернатора Челябинской области 22.04.2010 по 15.01.2014 годы;
Депутата Государственной Думы VI созыва с 19.02. 2014 г. по 5.10.2016 г.
Белоусов В.В. занимавший должности:
Депутата Законодательного собрания Челябинской области с 2010 по 2011 г
Депутата Государственной Думы VI созыва с 2011 по 2016 г.,
VII созыва с 2016 по 2021 годы,
VIII созыва с 2021 — по 1 ноября 2023 годы.

Для действующих депутатов Государственной Думы ФС РФ порядок осуществления контроля регламентируется ФЗ 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе сенатора РФ и статусе депутата Государственной Думы РФ», постановлением Государственной Думы ФС РФ «О Комиссии ГД по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ГД, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики» от 20.09.2018 №4833-7 ГД.
Решение о проведении контроля в отношении депутата ГД ФС РФ принимается Председателем ГД РФ. Комиссия по контролю за расходами, проводит проверку в срок, не превышающий 90 дней со дня принятия решения о ее проведении на открытом заседании Комиссии.
Только Комиссия ГД, созданная в действующем на период осуществления депутатом ГД полномочий, созыве вправе принимать решение о проведении проверки, проводить проверку в отношении депутата ГД ФС РФ, при выявлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении депутатом ГД ограничений и запретов, установленных законодательством РФ, или о несоответствии расходов депутата Государственной Думы и (или) расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, либо при выявлении признаков преступления, административного или иного правонарушения, направляет материал соответствующей проверки Председателю Государственной Думы для вынесения на рассмотрение Государственной Думы для принятия решения в отношении статуса депутата и, в случае необходимости, направления результатов проверки Генеральному прокурору РФ.
Только после получения результатов проверки и решения Комиссии Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры в течение четырех месяцев со дня получения материалов, предусмотренных ч. 3 ст. 16 ФЗ №230-ФЗ, рассматривают их в пределах своей компетенции, установленной ФЗ "О прокуратуре РФ", после чего в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, могут обратится в суд с заявлением об обращении имущества в доход РФ. Обращению в суд предшествует получение Генеральным прокуратором РФ или подчиненным ему прокурорам материалов, предусмотренных ч. 3 ст. 16 ФЗ-230-ФЗ.
По результатам проверки Комиссия принимает решение о наличии основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы и информирует об этом Председателя Государственной Думы.

В отношении лиц, замещающих муниципальные должности (Глава города Челябинска) решение об осуществлении контроля в их отношении, принимает Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (Губернатор ЧО) либо уполномоченное им должностное лицо (ч. 3 ст. 5 ФЗ №230-ФЗ) и регламентируется Федеральным законом от 21.12.2021 №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Законом Челябинской области от 29.01.2009 г. № 353-ЗО «О противодействии коррупции в Челябинской области».

В отношении высшего должностного лица субъекта РФ (Губернатор ЧО) проверка осуществляется Управлением Президента РФ по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции, по решению Руководителя Администрации Президента РФ, Заместителя Председателя Правительства РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ или должностного лица Администрации Президента РФ, специально уполномоченного Руководителем Администрации Президента РФ. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о ее проведении (Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1066).

Контроль в отношении Главы Челябинска и Губернатора осуществляется по одним правилам ФЗ № 230, за исключением лиц, инициирующих и уполномоченных проводить проверки и заключается в истребовании от лица сведений о расходах, проверки их достоверности и определения соответствия расходов данного лица.
После получения органами, решения они обязаны уведомить проверяемого о решении в письменной форме, обязательно содержание решения, а также информация о необходимости представить сведения.
Уведомление содержит информацию о порядке представления необходимых сведений должностным лицом и направляется должностному лицу не позднее чем через 2 рабочих дня со дня получения решения органом, осуществляющим контроль (ч. 1 ст. 7 ФЗ № 230-ФЗ).
Должностное лицо, имеет право ходатайствовать о проведении с ним беседы и дать пояснения по возникшим вопросам.
В течение 7 рабочих дней данным лицом, проводится беседа (ч. 2 ст. 9 ФЗ № 230-ФЗ), если процедура не соблюдена это существенное нарушение ч. 3 ст. 11 ФЗ № 230-ФЗ.
По результатам контроля органом, проводившим проверку, составляется доклад, который предоставляется лицу, принявшему решение об осуществлении контроля. В отношении высшего должностного лица субъекта РФ принимается Руководителем Администрации Президента РФ, либо специально уполномоченное им должностное лицо Администрации Президента РФ, не превышающий 90 дней со дня принятия решения о ее проведении, рассматриваются на открытом заседании Комиссии.
Единственным основанием решения об осуществлении контроля Генеральной прокуратурой РФ за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ-230-ФЗ, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (в том числе должности главы муниципального образования (Мэра), депутата законодательного органа государственной власти субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, лица, занимавшего государственную должность РФ в Государственной Думе ФС РФ) является получение органами прокуратуры материалов проверки, проведенной соответствующим органом, предусмотренных ч. 6 ст. 16 ФЗ № 230-ФЗ (ч. 1.1 ст. 4 ФЗ № 230-ФЗ).
Контроль за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ №230-ФЗ, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется в течение шести месяцев со дня освобождения данного лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнения в отношении каждой сделки по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной в период замещения (занятия) данным лицом указанной должности, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих году совершения сделок.
Для лиц, замещающих (занимающих) а для депутатов Законодательного Собрания Челябинской области – Федеральный закон от 21.12.2021 №414-ФЗ, Положение о комиссии Законодательного Собрания Челябинской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Челябинской области от 22.06.2022 г. Для главы субъекта РФ – Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ, указы Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 и от 21.09.2009 г. № 1066, Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559.
Проверок в отношении Юревича М.В., как депутата Государственной Думы РФ, как Главы города Челябинска, как Губернатора Челябинской области и Белоусова В.В., как депутата Законодательного собрания Челябинской области (далее -ЧО) и как депутата Государственной Думы РФ, ни в период исполнения ими своих полномочий, ни по истечении более 6 мес. после сложения полномочий и освобождения от занимаемой должности, инициировано не было и они не проводились соответственно, в органы прокуратуры материалы проверки не направлялись, что свидетельствует об отсутствии у Генерального прокуратура и подчиненных ему прокуроров оснований для обращения в суд с иском об обращении имущества в доход государства к Юревичу М.В., Белоусову В.В. и другим лицам, заявленным в качестве ответчиков.
Нами были направлены адвокатские запросы, ответы на которые частично получены в письменном виде. (Запросы и ответы прилагаем).

Таким образом, по инициативе органов прокуратуры контрольные мероприятия в отношении указанных субъектов не могут быть начаты.

Если лицо было освобождено от занимаемой должности или истек срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, главы муниципального образования, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, государственной должности РФ в Государственной Думе ФС РФ, проведение в отношении него контроля по истечении 6 месяцев со дня освобождения от должности – незаконно.

При этом, в отношении бывшего Депутата, Комиссия ГД по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ГД, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики формируется на срок полномочий Государственной Думы соответствующего созыва (п. 1.1 «Положения о Комиссии …», утвержденного Постановлением Государственной Думы ФС РФ от 20 сентября 2018 года № 4833-7 ГД), в связи с этим действующая Комиссия не может обладать полномочиями в отношении бывшего депутата ГД ФС РФ, осуществлявшего свои полномочия в другом созыве. Иных уполномоченных органов на проведение проверки и получения материалов, предусмотренных ч. 6 ст. 16 ФЗ №230-ФЗ, в отношении депутата Государственной Думы законодательство не содержит.
Контролирующее лицо в случае необходимости в трехдневный срок вносит предложения о применении к проверяемому лицу мер юридической ответственности и (или) направлении материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами в органы прокуратуры РФ (ч. 3 ст. 16 ФЗ № 230-ФЗ) и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.
Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры в течение 4 месяцев со дня получения материалов (п. 2.19 Приказа ГП от 10.10.2022 № 581), предусмотренных частью 3 статьи 16 ФЗ № 230-ФЗ, рассматривают их, при наличии решения комиссии, истребуют материалы проверки у органов, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18.10.2022 № 47-КГПР22-7-К6), только после этого могут в порядке гражданского судопроизводства обращаются в суд с заявлением об обращении имущества в доход РФ (ст. 17 ФЗ № 230-ФЗ).
Нормативный механизм контроля не распространяется на имущество, приобретенное в собственность до 1 января 2012 года. Федеральный законодатель, вводя систему контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) и определяя в качестве момента вступления в силу Федерального закона N 230-ФЗ 1 января 2013 года (часть 1 статьи 18), действовал в рамках дискреционных полномочий и - с учетом временных границ отчетного периода - установил, что предусмотренная частью 1 статьи 3 данного Федерального закона обязанность по представлению сведений о расходах возникает в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 года (часть 2 статьи 18).
Контроль органами прокуратуры осуществляется в отношении каждой сделки по приобретению имущества (ч. 1–3 ст. 12 ФЗ № 230-ФЗ). Доходы оцениваются за три последних года и контроль в отношении сделок за три последних года, контроль в более поздние сроки по сделкам, совершенным в срок далее, чем три года или совершенных в тот период, когда лицо не находилось должности, законом не предусмотрен.
В тех случаях когда Генеральная прокуратура наделена полномочиями проведения проверки, после получения материалов уполномоченного органа, она обязана истребовать от проверяемого лица сведения о его расходах и об источниках получения денежных средств, а также провести с данным лицом беседу при поступлении от него ходатайства (ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 230-ФЗ), чем обеспечивается реализация прав лица, замещавшего (занимавшего) соответствующую должность, на представление доказательств законности источников приобретения имущества. Ограничение данных прав недопустимо, поскольку указанные права являются важной гарантией конституционности исследуемой процедуры контроля (Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 № 2366-О).
В случае, когда лицо (Юревич М.В.) было освобождено от должности губернатора 15.11.2014 года, решение о начале и об окончании проверки (а также иные материалы и документы) не могут быть приняты (составлены) Генеральной прокуратурой позднее чем свыше срока 6 месяцев со дня сложения полномочий, то есть позднее 15 мая 2014 года (ч. 3 ст. 12 ФЗ № 230-ФЗ).

Истце ошибочно определил круг ответчиков по иску.
Конституционный суд РФ в постановлении от 29.11.2016 № 26-П указал, что законодатель в целях соблюдения баланса публичных и частных интересов ограничил круг лиц, за чьими расходами осуществляется контроль, теми членами семьи государственного (муниципального) служащего, которые, ведут с ним общее хозяйство, а именно супругой (супругом) и их несовершеннолетними детьми (п. 2 ч. 1 статьи 2 ФЗ № 230-ФЗ). Ограничение круга лиц, в отношении которых допускается контроль, обеспечивает реализацию защиты как публичных, так и частных интересов. Сужение или расширение этого круга прокурором недопустимо. В предмет доказывания по гражданскому делу не входит доказывание фактов того, что активы, не принадлежащие должностным лицам, их супругам и несовершеннолетним детям, имеют с ними связь и коррупционное происхождение.
Незаконное обогащение может являться индикатором правонарушений, доказывание которых должно происходить в рамках административного или уголовного судопроизводства, где предусмотрены иные, более высокие стандарты доказывания.
Иск Генеральной Прокуратуры должен формироваться на основе материалов, полученных в ходе осуществления контроля антикоррупционными органами в зависимости от статуса должностного лица, выявивших имущество, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. Генеральная прокуратура, не имея таких материалов, пытается использовать гражданское судопроизводство для изъятия имущества, принадлежащего родственникам Юревича М.В. не имевшими никакого отношения к государственной службе, и не попадающих в закрытый круг лиц подлежащих антикоррупционному контролю в соответствии ФЗ № 230-ФЗ.


Неопределенность исковых требований и отсутствие оснований обращения с иском.
Обращение имущества в доход РФ происходит в специальной процедуре искового производства, которая существенно отличается общего порядка обращений по искам в гражданском судопроизводстве.
Порядок, процессуальные сроки, субъекты, осуществляющие антикоррупционный контроль, особенности процедуры контроля, различаются в зависимости от того, какую должность замещает (занимает) лицо, а также от того, замещает ли лицо должность в момент контроля или уже освобождено от должности. При наличии оснований материалы проверки направляются Генеральному прокурору РФ. Основанием передачи письменных материалов Прокурору является выявление несоответствия доходов должностного лица имуществу принадлежащему должностному лицу и его супруге (супругу) и их несовершеннолетними детям. Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры в течение четырех месяцев со дня получения материалов (п. 2.19 Приказа Генпрокуратуры России от 10.10.2022 № 581), предусмотренных частью 3 статьи 16 Федерального закона № 230-ФЗ, рассматривают их, после чего в порядке гражданского судопроизводства на основании письменных материалов проверки обращаются в суд с заявлением об обращении имущества в доход РФ (ст. 17 Федерального закона № 230-ФЗ). Исковое заявление по своему содержанию не должно допускать неоднозначного толкования и какой-либо правовой неопределенности, в противном случае нарушаются права ответчиков на выбор способа представления доказательств и выбора правовой позиции возражений на предъявленные исковые требования. В отсутствии конкретизации исковых требований ответчик лишен права и возможности представления возражений и защиты своих прав.
Юревич М.В. в период с 1999 по 2016 годы занимал различные должности в органах законодательной (публичной) и исполнительной власти. Белоусов В.В. с 2010 по 2023 годы занимал должности в органах законодательной (публичной) власти.
Истцом не определены периоды и должности, занимаемые ответчиками Юревичем М.В. и Белоусовым В.В., письменные материалы проверок содержащие информацию о доходах и имуществе которые предъявляются им в обосновании заявленных исковых требований, в то время, как каждая из занимаемых должностей предусматривает специальную процедуру, и сроки проверки различными органами, что следует из Постановления Конституционного суда РФ от 4 июля 2022 г. N 27-П, согласно которому, обращение имущества в доход РФ осуществляется в специальной процедуре искового производства, которая существенно отличается как от административно-деликтного и уголовного судопроизводства, так и от производства по искам о возмещении вреда. Смешение же вопреки закону различных видов юридической ответственности может привести к нарушению вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости, соразмерности и правовой определенности.
Просим суд оказать содействие в получение ответов на поставленные в адвокатских запроса вопросы и направить судебные запросы в адрес: Руководителю Администрации Президента РФ, Председателю Государственной Думы РФ, Губернатора Челябинской области.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами, исковое заявление Заместителя Генерального прокурора РФ по гражданскому делу №2–3407/2024 не подлежит удовлетворению.
Просим Суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.


Представители по доверенности

Адвокат, д.ю.н., проф. ________________ И.Л. Трунов


Адвокат, д.ю.н., проф. ________________ Л.К. Айвар


«ТРУНОВ, ÁЙВАР И ПАРТНЕРЫ»
КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ города Москвы
125080, Москва, Волоколамское шоссе дом 15/22
Tel / fax (499) 158-85-81 tel. 158-65-66
E-mail: info@trunov.com Web-site: www.trunov.com





07 мая 2024 №100-1/2024
В Центральный районный суд г. Челябинска
Адрес: Россия, 454091, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 87

Истец: Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации в интересах Российской Федерации
Адрес: 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 15 "А", к. 1
ИНН: 7710146102; ОГРН: 1037739514196

адвоката Трунова Игоря Леонидовича
регистрационный номер 77/14773 в реестре адвокатов города Москвы, действующей на основании удостоверения № 17584
адвоката Айвар Людмилы Константиновны
регистрационный номер 77/13283 в реестре адвокатов города Москвы, действующей на основании удостоверения № 15751

действующих в интересах
Юревича Валерия Михайловича
Юревич Натальи Евгеньевны
Юревича Михаила Валериевича
Юревича Александра Михайловича

Дело № 2–3407/2024. Судья Лисицын Д. А.

ВЫСТУПЛЕНИЕ
в прениях