Верховный суд РФ, незаконное лишение статуса депутата ГД Белоусова
Возражения ГД ФС РФ
Ответ ГУ МВД России по г. Москве
Ответ ГУФСИН России по г. Москве



1. Белоусов Вадим Владимирович с 2021 года являлся депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (Далее – Государственная Дума), даты голосования 17–19 сентября 2021 года. Постановлением от 24 сентября 2021 г. N 61/467–8 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Восьмого Созыва», установлено, что он избран депутатом Государственной Думы восьмого созыва.

2. Согласно постановлению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16.11.2021 № 176-8 ГД Истец являлся членом Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по защите конкуренции (далее - Комитет по защите конкуренции).
Основанием для лишения депутата Белоусова В.В. полномочий явилось решение Комитета по защите конкуренции от 26.10.2023 года №115 в связи с неисполнением Истцом обязанности по личному участию на заседаниях Комитета по конкуренции 12.09.2023, 19.09.2023, 27.09.2023, 12.10.2023, 18.10.2023, 25.10.2023 и 26.10.2023 года (то есть на 7 заседаниях), что было расценено, как нарушение ч. 3 статьи 12 Федерального закона №3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № З-ФЗ).
Как указано в отзыве Административного ответчика, о наличии уважительных причин, препятствующих возможности Истца присутствовать и исполнять обязанности по личному участию в заседаниях Комитета по защите конкуренции в указанные даты, Истец председателя Комитета по защите конкуренции не информировал.

3. Как ранее было указано в Административном исковом заявлении, 03 августа 2022 года Белоусов В.В. пропал безвести, в связи с чем 09 августа 2022 года его сын Белоусов А.В. обратился в Отдел полиции Центральный Управления МВД России по г. Челябинску с заявлением о розыске Белоусова В.В., как пропавшего без вести. Заявление было зарегистрировано в КУСП №19171 и приобщено к розыскному делу №222991145001558 от 05 августа 2022 года.
Действующим законодательством обязанность по осуществлению розыска лиц, пропавших без вести, возложена на полицию (пп. 12 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции").
Приказом МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16.01.2015 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (далее - Инструкция).
Согласно п. 3 Инструкции сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места исчезновения лица, наличия или отсутствия сведений о его месте жительства или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения.
Сотрудники полиции, после получения и регистрации заявления о признании лица безвестно отсутствующим устанавливают и опрашивают лиц, которые общались с лицом до его исчезновения, выясняют по месту службы, не находится ли лицо в служебной командировке, не было ли конфликтов в коллективе, конфликтов по месту жительства, угроз или иных обстоятельств, связанных с исчезновением лица.
Кроме того, как следует из процессуальных документов по уголовному делу №41902007709000035, установлено, что место нахождения Белоусова В.В. неизвестно (Постановление судьи Московского городского суда Гурова А.А. от 03 августа 2022 года).
При таких обстоятельствах имеются объективные данные, что Истец не мог информировать Комитет о наличии у него уважительных причин неявки на заседания.
На указанные в Решении и Протоколах Комитета даты, 12.09.2023, 19.09.2023, 27.09.2023, 12.10.2023, 18.10.2023, 25.10.2023 и 26.10.2023 года неуважительность причин его отсутствия на заседаниях Комитета не устанавливалась.
Утверждение Ответчика об отсутствии уважительный причин со стороны Истца не соответствует фактическим обстоятельствами и не установлена до настоящего времени.

4. Зафиксировав отсутствие личного участия депутата Белоусова В.В. на заседаниях Комитета по защите конкуренции 12.09.2023, 19.09.2023, 27.09.2023, 12.10.2023, 18.10.2023, 25.10.2023 и 26.10.2023 года, Комитет по защите конкуренции принял решение, изложенное в Протоколе от 26.10.2023 № 51 и Решении от 26.10.2023 № 115 об обращении в Комиссию по этике, и направил его 26.10.2023 № вн3.3-14/308 для рассмотрения вопроса об установлении основания для досрочного прекращения полномочий Истца в связи с неисполнением им в течение 45 календарных дней обязанности по личному участию в заседаниях Комитета по защите конкуренции.

5. Орган, образованный Государственной Думой в соответствии с Регламентом Государственной Думы для подготовки к рассмотрению палатой вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, принимает решение об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, предусмотренного частью третьей.1 названной статьи. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по данному основанию принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия указанным органом решения об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

6. В силу статьи 30.2 Регламента для рассмотрения вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, Государственная Дума на срок полномочий данного созыва образует Комиссию Государственной Думы по вопросам депутатской этики.
Пунктом 1.1 Положения о Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам депутатской этики, утвержденного постановлением Государственной Думы от 12 октября 2021 г. N 12-8 ГД (далее - Положение о Комиссии по этике), предусмотрено, что Комиссия по этике образована на срок полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации и со статьями 30 и 30.2 Регламента для рассмотрения вопросов, связанных с нарушением депутатами Государственной Думы правил депутатской этики.
7. 31.10.2023 Комиссия по этике приняла решение №6 об установлении основания для досрочного прекращения полномочий Истца. Комиссия по этики не предпринимала мер для установления места нахождения депутата Белоусова В.В., не предприняла никаких попыток установить причину отсутствия депутата Белоусова В.В. на заседаниях Комитета по защите конкуренции.
При этом, депутат Белоусов В.В. на заседание Комиссии по этике не приглашался и от него не были запрошены объяснения в письменной форме в соответствии с положениями п. 3.2. Постановление ГД ФС РФ от 12.10.2021 N 12-8 ГД (ред. от 07.06.2022) "О Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам депутатской этики".
Государственная Дума была осведомлена, что депутат Белоусов В.В. о том что место нахождение Белоусова неизвестно, о чем в УУР ГУ МВД России по Челябинской области имеется розыскное дело № 2222991145001558 от 05.08.2022 года. При этом причины неисполнения депутатом Белоусовым В.В. его полномочий во внимание приняты не были, в связи с чем было принято необоснованное и незаконное решение о лишении его депутатских полномочий.
В то же время информация о том, что депутат Государственной Думы ФС РФ Белоусов В.В. пропал без вести и его родные обратились в полицию с заявлением о его розыске как безвести пропавшего была общеизвестна т.к. публиковалась в СМИ.

8. Считаем, что Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам депутатской этики не имела полномочий принимать решение «Об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Белоусова В.В.».
Полномочия Комиссии по этике регламентированы пунктом 3 Постановления ГД ФС РФ от 12.10.2021 N 12-8 ГД. Согласно пункту 3.1. Комиссии по этике обладает следующими полномочиями. «По поручению Государственной Думы, Председателя Государственной Думы, председательствующих на заседании Государственной Думы первого заместителя или заместителя Председателя Государственной Думы, а также в связи с обращениями депутатов Государственной Думы и обращениями граждан Комиссия рассматривает случаи нарушения депутатами Государственной Думы правил депутатской этики: употребление грубых, оскорбительных выражений, наносящих ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, выдвижение необоснованных обвинений в чей-либо адрес, использование заведомо ложной информации, призывы к незаконным действиям и иные случаи нарушения депутатами Государственной Думы общепринятых этических норм поведения во взаимоотношениях с депутатами Государственной Думы и другими лицами при осуществлении депутатами Государственной Думы своих полномочий».
Вопросы установления оснований для досрочного прекращения полномочий депутата в компетенцию Комиссии по этике не входит.

9. В тот же день 31.10.2023 Комиссия по этике передала все материалы в отношении депутата Белоусова В.В. в Комиссию по мандатным вопросам, которая руководствуясь частью 5 статьи 4 Федерального закона № З-ФЗ и частью 1 статьи 31 Регламента Государственной Думы, одобрила проект постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Белоусова Вадима Владимировича» и решила его внести в Государственную Думу в порядке, предусмотренном статьей 94 Регламента Государственной Думы, о чем изложено в ее Решении от 31.10.2023 № 10/1.

10. Полномочий депутата Государственной Думы могут быть прекращены в строго определенных законом случаях.
Статья 4 ФЗ от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы» определяет основания для досрочного прекращения полномочий депутата, включая пункт 3.1., согласно которому полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы по инициативе фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона, или по инициативе комитета, членом которого он является, в случае неисполнения в течение 30 и более календарных дней обязанностей, предусмотренных частями первой и второй статьи 8 и частью третьей статьи 12 настоящего Федерального закона.

11. Согласно правовой позиции Ответчика, изложенной в возражениях на апелляционную жалобу, депутат Белоусов В.В. на исполнял обязанности по личному участию в заседании Комитета по защите конкуренции 45 календарных дней.
В то же время как следует из представленных документов (протокола заседаний Комиссии по защите конкуренции), Белоусов В.В. отсутствовал на 7 заседаниях Комиссии. Деятельность Депутата ГД РФ в качестве член комитета или комиссии ГД РФ относится к государственной службе в соответствии с Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях РФ» в отличии от иной депутатской деятельности.
Согласно пункту 4.2. Постановления ГД ФС РФ от 12.10.2021 N 12-8 ГД Комиссия действует не на постоянной основе. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости. В период времени с 12.09.2023 по 26.10.2023 г. состоялось 7 (семь) заседаний Комиссии, в связи с чем можно сделать утверждать, что Белоусов В.В. отсутствовал на 7 заседаниях Комиссии по защите конкуренции, не более того.
Комиссия по защите конкуренции не уполномочена осуществлять контроль депутатской деятельности, посещение депутатом пленарных заседаний, работу депутата в регионах и иную депутатскую деятельность.
Согласно п. 7 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "Об исчислении времени", календарный день - период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце.
Таким образом, Комиссия по защите конкуренции могла констатировать, что депутат Белоусов В.В. не исполнял свои обязанности члена Комиссии в течении 7 (семь) календарных дней, а не более 30 и более календарных дней, как то предусмотрено в ч. 3.1. ст. 4 Федерального закона № 3-ФЗ, когда полномочия депутата могут быть прекращены досрочно.

12. Согласно ответу от 09.09.2024 г. №50/ТО/1/16/4-20404 ГУФСИН России по г. Москве розыскное дело №2222991145001558 в отношении Белоусова В.В. принято к производству. В настоящее время в отношении осужденного проводится комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленный на установление местонахождения и принятия мер к задержанию.
Действия ГУФСИН России по г. Москве являются незаконными в силу следующих обстоятельств.
1) Белоусов В.В. не имеет статус осужденного т.к. приговор в его отношении отменен Определением кассационной инстанции Верховного Суда РФ 27.12.2023 года №5-УД23-104-А1. В настоящее время в отношении Белоусова В.В. не имеется приговора, вступившего в законную силу.
2) Поскольку Белоусов как депутат Государственной Думы имел особый конституционно-правовой статус, относился к числу лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам (п. 1 ч. 1 ст. 447 УПК РФ), а в отношении депутатов Государственной Думы специальным законом предусмотрены дополнительные гарантии при принятии процессуального решения о направлении уголовного дела в суд, Судебная коллегия пришла к выводу о том, что рассмотрение уголовного дела судом в отношении Белоусова В.В. без получения согласия Государственной Думы на направление прокурором дела в суд свидетельствует о допущенном по делу существенном нарушении уголовно­ процессуального закона, которое повлияло на исход дела.
Указанное нарушение препятствовало рассмотрению дела судом первой инстанции, который, вопреки требованиям закона, не усмотрел оснований для возвращения уголовного дела прокурору, а суд апелляционной инстанции оставил без изменения вынесенный приговор, несмотря на обоснованность апелляционных жалоб в этой части.
В связи с изложенным Судебная коллегия пришла к выводу, что судом допущено существенное нарушение уголовно-процессуального закона, повлиявшее на исход дела, которое повлекло отмену приговора и апелляционного определения в отношении Белоусова с направлением дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, то есть в Московский городской суд.
3) В связи с наличием нарушений препятствовавших рассмотрению дела судом первой инстанции, вопреки требованиям закона, Московский городской суд не имел законных оснований принимать уголовное дело к производству без согласия Государственной Думы, а как следствие не имел законных оснований выносить по делу постановление об объявлении Белоусова В.В. в розыск и его задержании, датированное 03.08.2022 г., что свидетельствует о незаконности постановления и отсутствии его юридической силы.
При таких обстоятельствах розыскное дело в отношении Белоусова В.В. подлежит прекращению.

13. Получение согласия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на передачу уголовного дела в суд после окончания предварительного следствия в отношении депутата нижней палаты российского парламента В.В. Белоусова является обязательным.
Правовая позиция ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 22.12.2020) устанавливает дополнительную уголовно-процессуальную гарантию неприкосновенности депутата Государственной Думы, согласно которой после окончания предварительного следствия уголовное дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации[1].
Буквальное толкование ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ свидетельствует, что действующее законодательство предусматривает дачу согласия нижней палаты парламента на стадии направления уголовного дела в отношении депутата Государственной Думы в суд. Данный вывод не выбивается из общепринятой уголовно-процессуальной доктрины[2].
Как видно, взаимосвязанные положения ст. 19Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и ст. 451 УПК РФ порождают правовую коллизию, якобы допуская в сложившейся правоприменительной практике направление в суд уголовного дела по обвинению сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Российской Федерации (в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства) без получения согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации[3].
Анализ правовых норм свидетельствует об обязанности (не праве) Генеральной прокуратуры РФ получения согласия на направление уголовного дела в отношении депутата или сенатора в суд после окончания предварительного расследования и составления обвинительного заключения.

14. Просим восстановить процессуальный срок на обжалование Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 01.11.2023 г. в связи с тем, что, согласно КАС РФ, трехмесячный на обжалование срок начинает течь с момента, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Каких-либо данных, свидетельствующих об осведомленности Истца о том, что в отношении него принято постановление ГД ФСРФ от 01.11.2023 г. о лишении его полномочий депутата Государственной Думы не имеется, что дает основание представителям Белоусова В.В. заявлять об уважительности пропуска срока исковой давности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175–180 КАС РФ

ПРОСИМ –

1)Принять настоящую правовую позицию и приобщить ее к материалам дела;
2)Признать Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 1 ноября 2023 г. N 4995-8 ГД "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Белоусова В.В." – незаконным;
3)Восстановить полномочия депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Белоусова Вадима Владимировича.



По ордеру, д.ю.н., проф., адвокат И.Л. Трунов Л.К. Айвар

«ТРУНОВ, ÁЙВАР И ПАРТНЕРЫ»
КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ города Москвы
125080, Москва, Волоколамское шоссе дом 15/22
Tel / fax (499) 158-85-81 tel. 158-65-66
E-mail: info@trunov.com Web-site: www.trunov.com




17 сентября 2024 года №100–1/2024
Верховный суд Российской Федерации

Административный истец – БЕЛОУСОВ Вадим Владимирович

адвокаты:
ТРУНОВ Игорь Леонидович
регистрационный номер 77/14773 в реестре адвокатов города Москвы, удостоверение адвоката №17584 выдано Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве 11.03.2019 г.
АЙВАР Людмила Константиновна
регистрационный номер 77/13283 в реестре адвокатов города Москвы, удостоверение №15751 выдано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве 21.11.2016 г.
Адрес для корреспонденции:
125080, г. Москва, Волоколамское шоссе д. 15/22

ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ИСТЦА
на возражения Государственной Думы ФС РФ и ГУФСИН России по г. Москве